Об авторе

Алексей

Алексей

Меня в первую очередь привлекает Восток. А больше всего я люблю Японию, так как много лет посвятил преподаванию японского языка, и конечно, когда я оказываюсь в этой стране, у меня не возникает никаких языковых проблем.

Киев – Санта Круз и обратно…

или мои приключения с Дилтсом и Ко в Калифорнии

 

Свежий ветер ворвался в наш дом,
растрепал твои волосы
с проседью
Рвет он ватную тишь,
и душой ощутишь ты
зов странствий.
Словно море бушует у самых дверей
дома.
Стоит сделать лишь шаг за порог,
и корабль, подняв паруса, унесет над волнами…

 Игорь Власов

 

Реальность бросает нам вызов. С каждым это происходит однажды, и с каждым в свое время. Вызовом может быть все что угодно: необычный разговор, странный сон, который вдруг начинает сбываться, цепочка неожиданных совпадений, уводящая путника прочь от широких дорог…

 Роман Макуш

 

«Зов странствий»

На семинаре «Искусство успеха» в Москве я пожимаю руку Роберту Дилтсу, тогда еще даже не догадываясь, что следующее наше рукопожатие состоится уже в Америке! (Фото: Екатерины Худобиной)

Эта фантастическая история, похожая на сон, в реальность которой я до сих пор не могу поверить, началась весной 2008 года. Я тогда не думал, не гадал, что очень скоро мне предстоит это удивительное путешествие в Америку. В те весенние дни я был в Москве в Центре НЛП в образовании Андрея Плигина на семинаре Роберта Дилтса – наиболее яркого и признанного лидера современного НЛП, основателя Университета НЛП в Санта Крузе. Я, разумеется, ранее много слышал о Роберте Дилтсе – на тренингах по НЛП учил его знаменитые логические уровни, читал его «Стратегии гениев», но тогда в Москве увидел его впервые. Фантастически прошли эти три дня. Я был очарован этим человеком, который стоял у истоков НЛП наравне с Гриндером, Бэндлером, Джудит ДеЛозье и которому посчастливилось моделировать Милтона Эриксона, Фрица Перлза и Вирджинию Сатир. [1]

В кулуарах мне посчастливилось пообщаться с одним из участников тренинга, который приватно поведал мне о своих планах поехать этим летом в Университет НЛП к Роберту, чтобы учиться НЛП непосредственно у великого Мастера. Я слушал его, тихо завидуя белой завистью, не понимая тогда, что душой уже ощутил зов странствий, и очень и очень скоро мне тоже предстоит отправиться в это далекое и удивительное путешествие…

 

Сборы в дорогу, виза, билеты

 

Через две недели буквально все перевернулось в моем привычном мире. Загранпаспорт, получение визы, переписка с Университетом НЛП, сборы в дорогу, бронирование авиабилета до Сан-Франциско – эти и другие дела властно ворвались в мою жизнь, полностью изменив все мои ранее намеченные планы.

Из всего, что происходило в эти слегка сумасшедшие дни, наиболее запечатлелось в памяти получение визы. Для въезда в США гражданам Украины, России и других стран СНГ необходимо получить неиммиграционную визу США. Для этого необходимо подать визовое заявление [2] в консульство США. На визовое собеседование в консульстве необходимо принести массу документов, доказывающих, что вы не собираетесь остаться в США. Но главное – проявить коммуникативные навыки во время интервью в консульстве. Сведущие люди рассказывали, что это зачастую важнее, чем куча собранных документов, поскольку в момент личной беседы консульский офицер принимает решение, выдать вам визу или нет.

Именно тогда – впервые за время моих невероятных приключений – Роберт Дилтс пришел ко мне на помощь. Вернее, пришел на помощь заочно – в виде своей авторской техники «Мост убеждений» [3]. Дело в том, что перед получением визы США в американском посольстве – как раз перед визитом туда – я очень волновался, что в визе мне могут отказать (поскольку там действительно очень неформальное собеседование – заранее невозможно предугадать, получишь визу или «пролетишь»). Так вот, сделал я перед самым посещением «Мост» и был как огурчик. Настроение – просто супер, улыбаюсь, все «пофиг», твердо знаю, что визу получу. Так и подошел к окошечку. За окошечком сидел консульский офицер – этот первый «страж границ» Соединенных Штатов, который мне встретился на пути в Америку. Беседа прошла быстро и на удивление просто. Мне задали минимум вопросов. Вернее – всего один, а именно (вы не поверите!): «What is NLP?»  [4] А все потому, что в визовой анкете я написал, что еду на семинар по НЛП. Но главное, что сыграло роль, конечно, мое лучезарное настроение. Люди интуитивно чувствительны к такой позитивной «невербалке».

На следующий день я уже выкупал билет на самолет, собирал вещи в дорогу и полным ходом готовился к отъезду, поскольку до вылета в США оставалось всего несколько дней…

 

Перелет на другой конец света

Международный аэропорт Варшавы. Рейс на Нью-Йорк откладывается…

Приключения начались еще задолго до прилета в Америку. Лечу из Киева с двумя пересадками: первая в Варшаве, вторая – в Нью-Йорке. В Варшаве вылет задержали, поэтому в Нью-Йорк прилетели с опозданием, поздно ночью – рейс на Сан-Франциско уже ушел. Пришлось заночевать в Нью-Йорке. Хорошо, хоть авиакомпания оплатила отель.

Указатели на остановке шатлов. По ним нужно ориентироваться, чтобы добраться до отеля, который находится где-то на огромной территории Нью-Йоркского аэропорта JFK. Для тех, кто не знает, шатлом здесь называют бесплатный автобус, который предоставляет отель для своих постояльцев.

Аэропорт JFK в Нью-Йорке похож на лабиринт или на гигантскую головоломку, цель которой сбить приезжих с толку, лишить последней уверенности в способности их разума понимать хоть что-нибудь, ориентироваться в куче непонятных знаков, слов, табличек, указателей и прочих вещей, которые ты видишь впервые в жизни [5]. И я шел по сверкающему ночными огнями аэропорту, занимающем площадь, равную площади небольшого города, сквозь разноликую и разноязыкую толпу приезжих со всего света, ведомый подсказками…, читая знаки…, преодолевая различные препятствия, пока, наконец, не добрался до отеля «Ramada Plaza» – первой награды на американской земле моему требующему отдыха телу, измученному многочасовым перелетом. Таким образом, свою первую ночь в Америке я провел «на шару» в шикарном номере гостинице с испанским названием, не заплатив за нее при этом ни цента.

 

Мой бесплатный номер в отеле Ramada Plaza с бесподобной двуспальной кроватью

 Утром – рейс на Сан-Франциско, куда прибываю примерно за 2 часа до начала семинара. Водитель заказанного мной автомобиля терпеливо поджидает меня у конвейера получения багажа. Наконец появляется мой чемодан, водитель хватает его, и мы устремляемся на стоянку к автомобилю.

 

Этот четырехколесный гигант, заказанный для меня одного, доставит меня в Санта Круз.  Шофер лимузина любезно позирует для фотографии на память — перед тем, как мы отправимся в путь.

Небольшой «культурный шок». При виде машины, на которой я буду ехать до Санта Круза, я слегка обомлел. Фирма-перевозчик ABC Sedans & Limousines, которая везет меня в Санта Круз, вполне оправдывает свое название. На стоянке меня ждал многометровый лимузин VIP класса с баром внутри и прочими «удобствами для миллионеров», которые я раньше видел только на фотографиях в глянцевых журналах и в американских фильмах. И я был единственным пассажиром всего этого четырехколесного великолепия! С благоговением усаживаюсь на шикарные кожаные сидения и с воистину королевским комфортом примерно за час езды добираюсь до места назначения, где сразу же окунаюсь в удивительную атмосферу тренинга Университета НЛП в Санта Крузе…

 

Мои первые американские впечатления: Тихий океан, коттеджи, зеленые лужайки, олени…

 

Утром перед началом занятий в Университете НЛП. Вид, открывающийся в сторону Тихого Океана. Полоска океана проглядывает сквозь силуэты калифорнийских секвой. А если присмотреться, кого вы видите там вдали — пасущимися на лужайке?

Я словно на другой планете – вокруг субтропическая растительность в виде леса из знаменитых Калифорнийских секвой, которые жители Санта-Круза называют Redwood Trees. Вдали поблескивает своей необозримой гладью Тихий океан. А здесь – на некотором расстоянии от побережья, в предгорье Сьерра-Невада, среди этих удивительно красивых деревьев, в этом мистическом калифорнийском лесу, на живописных лужайках между секвой находятся учебные корпуса и общежития жемчужины города – Университета Санта-Круз, где я и оказался. На территории этого престижного университета проходят занятия Университета НЛП, основанного Робертом Дилтсом еще в 1991 году. [6]

 

Так выглядит коттедж №5, в котором я жил во время тренинга в Университете НЛП. Окно моей комнаты — второе слева на последнем 3-м этаже

Регистрируюсь и получаю ключи от комнаты, где буду жить ближайшие 20 дней. Участники размещаются в студенческих коттеджах. Проживание одноместное. Из окна комнаты в моем коттедже открывается великолепный вид на Тихий океан (хорошо просматривается весь залив Монтерей – вплоть до его южной оконечности). В коттедже есть все удобства (умывальная комната, душ, туалет), кроме того имеется встроенный в стены кондиционер с подогревом воздуха (что оказалось не лишним в прохладные калифорнийские ночи). В коттеджном городке имеется прачечная, интернет, конференц-сервис (можно распечатать или сделать ксерокопию документов, получить другие услуги). Питание в университетской столовой – шведский стол, большой выбор блюд американской и мексиканской кухни. Все коттеджи для проживания оборудованы кухнями, и желающие могут экономить на оплате питания и готовить себе еду самостоятельно. [7]

 

Фотография на память. Наша группа в полном составе. Наши тренеры в первом ряду в центре.

Оказывается, что численность группы на нашем потоке составляет 40 человек. Количество участников в группе, которая будет заниматься параллельно с нами, не намного меньше – тоже почти 40 человек. Участники приехали со всех концов света – стран Европы, Азии, Южной Америки, ну и, конечно же, из Канады и США. Есть и «наши люди» – несколько участников, приехавших из России и Украины. Слава Богу – будет с кем поговорить по-русски!

Занятия в обеих группах, которые проходят на территории Калифорнийского университета в Санта Круз, начинаются в 9:30 утра и продолжаются до 17:30 с часовым перерывом на обед. Выясняю, что в вечернее время для желающих будут проводиться факультативы и развлекательные мероприятия. Кроме того, каждую неделю нам предоставляется выходной день, свободный от занятий, когда можно съездить в «даун-таун» (в город Санта Круз) на прогулку или экскурсию. Желающие могут поехать на пляж искупаться в Тихом океане или прогуляться по живописной территории национального парка «Рэд вудс» и насладиться экзотической природой Центральной Калифорнии.

Самый популярный способ путешествия по кампусу и по национальному парку вокруг него – велосипеды или собственные ноги. Кстати, очень способствует поддержанию здорового тонуса тела среди здорового хвойного воздуха!

 

Забавная сценка  под названием: «Олени в кампусе» :-)

На территории университета гуляют дикие олени. Хотя олени не боятся людей, они не являются ручными, поэтому близко к людям не приближаются. Обычно они не подпускают человека к себе ближе, чем на 5-10 метров, поэтому опасности физического контакта с их рогами нет. :-) Кроме того, во время прогулок по кампусу встречаются и другие, более мелкие животные: дикие еноты и земляные белки.

 

Почему стоит приехать сюда, чтобы учиться НЛП

Преимущества обучения в Америке в Университете НЛП Роберта Дилтса очевидны. Ими являются:

 международный сертификат, который ценится намного выше, чем сертификаты, полученные в отечественных центрах НЛП;

  новейшая программа международного уровня, включающая все новинки современного НЛП, опережающая программы отечественных НЛП-центров у нас на родине, по крайней мере, на 5-6 лет;

  обучение у выдающихся мастеров современности, являющихся живой легендой НЛП (Джудит ДеЛозье – одна из создателей НЛП, Роберт Дилтс – наиболее яркий и признанный лидер современного НЛП, основатель Университета, Роберт входил в число первых студентов Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера);

 приобщение к мировой НЛП-культуре и установление прямых личных бизнес контактов и дружественных связей с зарубежными НЛПерами – участниками сертификационных программ, ежегодно приезжающих в Санта Круз из 25-30 стран мира.

 

Сертификат Университета НЛП особенно приятно получить из рук самой Джудит ДеЛозье!

Это позволяет начинающему НЛП-тренеру / консультанту – выпускнику Университета НЛП – гораздо быстрее и с меньшими затратами времени, финансов и прочих ресурсов интегрироваться в международное сообщество тренеров и консультантов, а также найти свое место на международном рынке тренинговых услуг и корпоративного консультирования.

И конечно, не последним аргументом является уникальная возможность пройти обучение НЛП на родине нейро-лингвистического программирования – в загадочном и притягательном для НЛПеров месте – городке Санта Круз, где впервые встретились его «отцы-основатели» Гриндер и Бендлер. Приехав сюда, вы сразу же можете почувствовать дух этого удивительного «места силы», который у многих людей до сих пор ассоциируется с духом НЛП.

 

Вид на Тихий Океан. Фото с набережной города Санта Крус. Просто нельзя было пройти мимо, не сфотографировав!

Вот что пишет об этом месте и времени зарождения НЛП историк НЛП Вольфганг Волкер в своей книге «Проект НЛП: исходный код»: «Санта Круз — маленький городок на севере Монтерей Бей, на юге от Сан-Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, а также члены группы Сантана и Дуби Бразерс… В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным «местом силы». Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения». [8]

 

Начало учебы, тренерская команда

 

Роберт Дилтс и Джудит ДеЛозье — ведущие тренеры Университета НЛП и, пожалуй, самые известные НЛП-тренеры в мире, наряду с Дж.Гриндером и Р.Бэндлером 

Занятия в нашей группе начались 7 августа. Первый день занятий ведут Роберт Дилтс и Джудит ДеЛозье. До начала тренинга успеваю подойти к Роберту – поздороваться с ним и вручить сувенир, привезенный для него с Украины. Не оставляю без внимания и Джудит. Через несколько минут семинар начинается, и мы все погружаемся в удивительную и захватывающую атмосферу тренинга.

Сначала нас знакомят с этикетом на семинаре. Этикет предполагает, что мы должны носить бейджи с именем-фамилией; соблюдать распорядок дня; соблюдать конфиденциальность. Мы также не должны курить в помещениях, курить за пределами помещения на расстоянии ближе 25 футов от открытой двери. Не «доставать» тренеров своими проблемами (никаких запросов на индивидуальную психотерапию!), не дергать Джудит и Роберта личными вопросами и т.д. По всем оргвопросам нам рекомендуют обращаться к Терезе Эпштейн – координатору учебного процесса.

 

Справа налево: Роберт Дилтс, Джудит ДеЛозье и Сьюзи Смит — тоже очень известный НЛП-тренер.

На нашем потоке преподают такие тренеры:
Роберт Дилтс («отец-основатель» Университета НЛП), Джудит ДеЛозье («второе лицо» в NLPU, одна из создателей НЛП и самых известных НЛП-тренеров международного уровня), Сьюзи Смит (совместно с Р. Дилтсом со-основатель Anchor Point и World Health Community, самый значительный разработчик оздоровительных НЛП-методик, один из авторов книги «Убеждения: пути к здоровью и благополучию») и Сид Джекобсон (одним из первых сертифицированных тренеров в сообществе НЛП, владелец South Central Institute of NLP, автор нескольких книг по применению НЛП в образовании, литературном творчестве и бизнесе).

 

Три человека, которые теперь навсегда в моей душе и в моем сердце: Джудит, Кулани и Роберт.

Кроме того, тренерской команде помогает гавайка по происхождению Кулани Камаха’о, которая проводит песенные и танцевальные упражнения. На параллельном потоке есть еще один приглашенный тренер – японка  Кимико Бокура (кстати, с  Кимико мне довелось потом познакомиться поближе, когда я побывал у нее дома на НЛП-вечеринке). Тренерской команде помогают стажеры, которых тут называют «Resource People» (ресурсные люди). В нашей группе «ресурсных людей» двое. Это две очаровательные девушки с сертификатами тренера НЛП – Диана из Бельгии и Лола из Германии.

 

Преодолеваю языковый барьер

Как только начался первый учебный день тренинга, я четко осознал, что один из барьеров, которые мне предстоит преодолеть на пути к получению сертификата Университета НЛП, это барьер языковый. Обучение в NLPU ведется на английском языке. Поэтому знание языка, хотя бы на некотором уровне, просто необходимо. Когда я ехал сюда, то определенные сомнения у меня были, смогу ли я нормально заниматься и успешно окончить курс, который преподается на английском языке.

 

Фотографируюсь вместе с японскими НЛПерами. В первом ряду справа -  Кимико.  

 И вот теперь, когда я нахожусь здесь, неизвестно откуда приходит уверенность, что языковый барьер у меня есть шанс преодолеть, раз я уж сумел добраться до Санта Круза и оказаться на семинаре. Поэтому отпускаю все сомнения и доверяюсь интуиции, активно включаясь в работу. Наряду со всеми участвую в упражнениях, которые нужно выполнять в парах-тройках с другими участниками. Отрабатываю все техники НЛП, входящие в учебную программу, – и все это, разумеется, на английском языке! И только изредка во время тренинга удается пересечься с весьма немногочисленными тут русскоговорящими участниками и поработать в упражнениях по-русски. А всего русскоговорящих участников на обоих потоках – четверо (включая меня).

Кстати, на тренинге очень много участников, приехавших в США из других стран, гораздо больше, чем американцев. У многих участников английский язык «не на уровне», так же, как и у меня. Но практически у всех, кто оказывается здесь, открываются новые, доселе неведомые языковые способности. И я, по мере прохождения учебной программы, с каждым днем начинаю говорить и понимать все лучше и лучше. Ведь языковая практика и, в особенности, языковая практика на таком мощном НЛП-тренинге – это практика, по своему эффекту не сравнимая ни с чем. Кстати, это еще один «плюс» в пользу обучения НЛП в США, так как каждый, кто сюда попадает, имеет вполне реальный шанс вернуться на родину не только с международным сертификатом по НЛП, но и с более совершенными навыками владения английским языком!

 

Новинки НЛП

Что преподают в Университете НЛП в Санта Круз? Разумеется, НЛП. Преподают как? Очень интересно! И преподают совсем не так, как у нас. Сравниваю наши НЛП-центры, в которых учился, и тот опыт по НЛП, который я приобрел здесь – в США. Пытаюсь провести «контрастный анализ». Контраст, на самом деле, получается чрезвычайно сильный. [9]

 

Джудит ДеЛозье ведет семинар в NLPU

Итак, попробую немного рассказать, что же такого особого и нового в НЛП, которое преподают в NLPU. В настоящее время обучение в Университете НЛП базируется на новом формате НЛП, известном как НЛП третьего поколения, развивающемся с начала 90-х годов. Как поясняет Роберт Дилтс, областями применения НЛП третьего поколения являются генеративные и системные приложения, а также приложения, ориентированные на достижение более высоких уровней обучения, взаимодействия и развития, в том числе тех, которые относятся к идентичности, видению и миссии.

Программа NLPU делает акцент на использовании приложений НЛП третьего поколения при обучении на сертификационных программах по НЛП в университете. Программа включает такие новые для НЛП области, как «Полевое НЛП» (Field-based NLP), «Архетипы изменения» (Archetypes of Change), «Соматический синтаксис» (Somatic Syntax), развитие концепции «Внутренней игры» (The Inner Game), получившей название «Игра в Зоне» (Game in the Zone), «Стратегии развития транс-культурной компетентности» (Strategies for Developing Transcultural Competence) и другие. [10]

Помимо новых форматов и техник, в программе Университета НЛП представлены классические форматы и техники НЛП (модели TOTE, SCORE, SOAR, BAGEL и др., а также все ранее известные техники, входящие в сертификационный стандарт курсов Практик, Мастер и Тренер). И, кроме того, в программе, как всегда, представлено много «эксклюзива» NLPU: телесные, танцевально-двигательные и песенные упражнения, а также упражнения, связанные с ритмом. [11]

 

НЛП третьего поколения

 

В аудитории Oaks College Калифорнийского университета в Санта Круз, где проходили занятия нашей группы в течение 21 дня семинара.

Третье поколение НЛП приходит на смену НЛП первого и второго поколения. Первое поколение НЛП – первоначальная модель НЛП (70-е годы прошлого столетия), извлеченная Гриндером и Бендлером из их исследования эффективных психотерапевтов, включала в себя инструменты и техники, большинство из которых были сфокусированы на решении проблем отдельного человека на уровне поведения и способностей. Второе поколение НЛП начало формироваться во второй половине 80-х годов, когда были созданы приложения более высокого уровня – работающие с убеждениями, ценностями и «мета-программами». Как отмечает Роберт Дилтс, Третье поколение НЛП, развивающееся с начала 90-х годов, акцентирует свое внимание на общесистемных изменениях (в том числе на тех, которые относятся к идентичности, видению и миссии) и может использоваться как в отношении организационного и культурного развития, так и в отношении отдельных лиц и групп. Техники НЛП третьего поколения являются «полевыми», включающими принципы самоорганизации, архетипы, и то, что известно как «четвертая позиция» – общесистемную перспективу. [12]

Инструментарий НЛП третьего поколения основан на «выравнивании/трассировке» (alignment), мульти-уровневой перспективе и навыках спонсорства. Допущение, из которого исходит НЛП третьего поколения, состоит в том, что мудрость, необходимая для осуществления изменения, уже присутствует в системе и может быть обнаружена и высвобождена при создании надлежащих условий. [13]

 

«Полевое» НЛП

Это целая новая область, именуемая «Полевым» НЛП (Field-based NLP), базирующемся на понятии «поле», что подразумевает пространство или энергию (по аналогии с электромагнитными, гравитационными полями), порождаемые отношениями и взаимодействием в системе. Понятие «поле» является важным в НЛП третьего поколения. Смещение фокуса внимания с «элемента» на «поле» отражает естественную тенденцию развития современного НЛП, в гораздо большей степени концентрирующемся на форме, а не на содержании.

Концепция поля, берущая свое начало в физике (которая оперирует понятиями «частица», «поле», «напряженность поля», «силовые линии» и т.п.), в последние годы нашла свою прямую и метафорическую репрезентацию в психологии и в НЛП. В частности, это понятие используется в работах Стефена Гиллигана («поле отношений»), Берта Хеллингера («семейное поле»), а еще раньше – Грегори Бейтсон в своей работе «Шаги к экологии разума» вплотную подходит к этому понятию. В системном НЛП, которое заложило фундамент НЛП третьего поколения, говорится о четвертой позиции, или «мы-поле» – позиции восприятия, которая включает состояние ассоциированности со всей системой в целом или «полем», имеющее отношение к определенному взаимодействию. [14]

 

Участники мастерского потока на тренинге в NLPU. Выполнение практических упражнений на свежем воздухе

«Поле» имеет отношение и к эмоциям. Практически все эмоции проявляются соматически, в виде чувства где-то в теле. Например, радость, любовь, грусть. И мы не осознаем их суть разумом – «когнитивным интеллектом». Роберт Дилтс относит эмоциональную сферу к сфере «соматического интеллекта». Естественно, это разделение условно и все уровни сознания, включая соматический и когнитивный разум, работают сообща, взаимодействуя между собой. Говоря об их взаимовлиянии, Роберт Дилтс указывает на еще один уровень сознания – «поле». Точнее, «поля». Это некоторые незримые связи, которые образуются при взаимодействии людей. В принципе, классический раппорт – это тоже один из примеров поля. Поля взаимодействуют напрямую только с соматическим сознанием в обход когнитивного разума, поэтому осознаются когнитивно весьма и весьма плохо. Но, тем не менее, создавать и управлять ими возможно. [15]

НЛП третьего поколения исследует стратегии успеха, связанные именно с соматически-полевым сознанием. То, что плохо осознается, но хорошо чувствуется! Робертом Дилтсом проведены весьма серьезные исследования в этой области, нашедшие свое воплощение в новой программе по НЛП, которую сейчас можно пройти только в Университете НЛП в Санта Крузе.

 

«Архетипы изменения»

Еще одна новинка НЛП, с которой можно познакомиться пока только пройдя учебный курс в Университете НЛП в Санта Крузе, называется «Архетипы изменения».

НЛП рассматривает архетипы, как одну из форм «глубинной структуры». Как указывает Роберт Дилтс, они являются фундаментальными символами или метафорами, типичными для процессов уровня идентичности, трансцендентными для некоторого индивидуума и культуры. На глубинном уровне все люди разделяют одни и те же основные страхи, такие как страх страданий или боли, страх покинутости или удушья, страх небытия и так далее. Способы проявления этих страхов могут быть различными в разных культурах, где акценты немного смещаются в зависимости от жизненных обстоятельств.

 

Слева-направо: Джудит ДеЛозье — одна из ведущих тренеров Университета НЛП, Диана ДеТрай — тренер-стажер в нашей группе,  Сьюзи Смит — приглашенный тренер, Рита Лотти — участница мастерского потока из Италии.

 Ключевой подход к изменению на уровне идентичности, характерный для НЛП третьего поколения – дать человеку возможность и силы расширить и углубить его чувство того, кем он на самом деле является, чтобы он мог отвечать возможностям и вызовам жизни, действуя из точки возросшего ощущения присутствия, связи со своим источником и подлинностью, даже во времена вызова и кризиса. С точки зрения изменения на уровне идентичности, для нас важно увидеть свою жизнь как «путешествие героя» и услышать «зов» – призыв к действию, находящийся в событиях и вызовах, с которыми мы сталкиваемся. [16]

Техники формата «Архетипы изменения» (АИ-техники) – одно из самых действенных средств в арсенале НЛП третьего поколения. [17]

 

«Песни и пляски»

 

Импровизированный танцевальный мастер класс на НЛП-вечеринке в доме  Кимико. Итальянская участница (в центре — кстати, бывшая балерина-профи) показывает нам всем, как надо танцевать сальсу.

В программе Университета НЛП очень много внимания уделяется работе с телом. Традиции использования на тренингах по НЛП танцевально-двигательных упражнений и барабанных ритмов восходят к середине 80-х годов прошлого столетия, когда Джон Гриндер и Джудит ДеЛозье начали проводить тренинги в формате «Нового кода». Причина появления этого формата следующая. В середине 80-х Джон Гриндер, по его словам, «оглядел мир НЛП и обнаружил, что многие люди, преуспевшие во влиянии на других, явно не способны помочь сами себе». Тогда он создал подход, известный как «Новый Код НЛП», предназначенный для самоприменения. Основная идея Нового кода – работа с состояниями и доверие бессознательному, использование его ресурсов для принятия решений. Одной из «фишек» новых тренингов Джона и Джудит были танцевальные упражнения под барабаны, которые проводил с участниками ТаТитос Сомпа (TaTitos Sompa) из Конго, а также другие приглашенные ими африканские барабанщики и танцоры. [18]

 

Druming Circle — мастер класс по барабанам.

Но если на семинарах «Нового кода», проведенных в 80-х годах прошлого столетия Джоном Гриндером и Джудит ДеЛозье, основной задачей танцевально-двигательных упражнений было управление состояниями с целью достижения «второго внимания» и остановки внутреннего диалога, то на тренингах Университета НЛП, проводящихся сейчас Робертом Дилтсом совместно с Джудит ДеЛозье в Санта Крузе, акцент смещается на «полевые» аспекты НЛП. [19]

Но, разумеется, работа с телом не ограничивается специальными упражнениями, мы работаем с телом практически каждый день, поскольку большинство упражнений, которые дают нам наши тренеры на протяжении всего учебного курса, имеют ярко выраженный «полевой» характер. Что же касается работы с голосом и песенных упражнений, то по моим наблюдениям во время тренинга в NLPU на этих упражнениях специализируются в основном два тренера: Сьюзи Смит (песни на английском) и Кулани Камаха’о (гавайские напевы).

 

Я консультирую американскую семью

Будучи в Штатах на семинаре по НЛП, я вовсе не полагал, что в этой стране судьба сведет меня с людьми, которым потребуется моя помощь как психолога или консультанта. Однако судьба распорядилась так, чтобы встреча с теми, кто нуждался в моей помощи, состоялась прямо на семинаре.

Надо сказать, что я вовсе не искал этой встречи. В один из дней семинара в нашу группу пришла Сьюзи Смит – наш новый тренер, которая до этого не работала с нами. И начиная работать в нашей группе, она попросила участников представиться и рассказать о собственном опыте работы в формате НЛП. Когда очередь дошла до меня, я рассказал о своем опыте работы с детьми с диагнозом РДА (ранний детский аутизм) и о том, как мне удалось добиться позитивных результатов, используя НЛП. После моего рассказа, который произвел достаточно сильное впечатление на всех присутствующих, в перерыве ко мне подошла женщина – американка, участница семинара и, расплакавшись, поведала печальную историю о своем маленьком племяннике, у которого был диагностирован ранний детский аутизм. Она пригласила меня в ближайший выходной день посетить ее дом, чтобы я попробовал чем-то помочь ее племяннику.

 

Розовые цветы бугенвилии слева на обочине хайвэя. Пока мы едем по этой живописной дороге, припоминаю, что это растение, круглый год цветущее в этих краях, упоминается в книгах Тайши Абеляр и Флоринды Доннер — женщин-воинов  из отряда Карлоса Кастанеды.

Когда наступил этот выходной, она с утра заехала за мной на машине, и мы отправились в ее дом, расположенный в южном предместье Сан-Франциско. Дорога от Санта Круза заняла чуть больше получаса, в течение которого мы ехали по дороге, любуясь чудесными пейзажами. Во время езды по хайвэю мы встретили белок, морских слонов и колибри! И, конечно, и сама серпантинная горная дорога, и Тихий океан в эти утренние часы были бесподобны.

Когда мы приехали, я начал общаться с маленьким Райеном и консультировать семью ребенка. С ребенком сразу был установлен невербальный раппорт. Мы с мальчиком играли, он РАЗГОВАРИВАЛ со мной (N.B. Он не разговаривает ни с кем, даже с самыми близкими людьми – родителями, дедушкой, тетей), причем разговор был не клишированным, как обычно у аутистов — это была хотя и немногословная, но вполне содержательная,  контекстуально-релевантная вербальная коммуникация. И все это произошло достаточно быстро – на протяжении 30 минут.

Я там делал многие вещи неосознанно. Автоматически всплывали казалось бы давно забытые навыки. Ребенок (6 лет) совершенно неконтактный, не говорящий (кто знает, что такое аутизм, понимает, о чем я) начал, на удивление родителей, общаться со мной. Был установлен такой мощный раппорт, который оказался неожиданностью для меня самого, не говоря уж о родителях, которые были, что называется, в легком шоке. Они просто смотрели, выпучив глаза, не говоря ни слова и совершенно не понимая, что происходит, и почему их замкнутый ребенок с такой легкостью, непринужденностью и улыбкой на лице общается с совершенно незнакомым «дядей»…

Таким образом, я получил совершенно неожиданный для себя опыт консультирования американской семьи. Думаю, что если бы не этот внезапный поворот событий, приведший меня в дом маленького Райена, такой незапланированный опыт я вряд ли бы получил на протяжении всего 21 дня пребывания в Америке на семинаре по НЛП.

 

Вечерние мастер классы и развлечения

По вечерам после занятий у нас были презентации и факультативные мастер-классы, а также другие интересные факультативные мероприятия для желающих. Вот некоторые из них, которые наиболее запомнились.

 

Cultural Night = «Культурная ночь». От визуальной и аудиальной модальности = к кинестетической: мы таки втянули всех присутствующих в детскую игру «Ручеек»!

В один из вечеров Роберт пригласил Джона Эмерала – своего друга и известного целителя (или «хилера», как их здесь называют) из Сан-Франциско. Джон провел просто фантастическую демонстрацию своего искусства на добровольцах, показав нам, как можно исцелять руками. Еще в один из вечеров было мероприятие под названием Cultural Night («Культурная ночь»). Мы все поделились на «субкультуры», и каждая группа подготовила оригинальное театрализованное «шоу», которое было представлено всем участникам семинара. [20]

 

На вечернем факультативе по Тай-чи. Занятия проводит Билл — участник из Канады.

Еще была «Поэтическая ночь» – вечер, посвященный поэзии, но на него я не пошел, посчитав, что моих знаний английского языка явно недостаточно, чтобы получить эстетическое наслаждение от англоязычной поэзии. Еще в один из вечеров Роберт пригласил своего брата, исследователя шаманизма, который рассказал нам о своем опыте совершения «шаманского путешествия». Рассказ сопровождался показом видео-слайдов, а потом все присутствующие в аудитории совершили трансовое «шаманское путешествие» под звуки шаманского бубна. Еще в один вечер участник из Канады Билл Бурнс провел занятие по Тай-чи. Я участвовал этом мастер-классе Билла, и это было супер! Я тоже провел свой внеклассный тренинг по Инь-ян цигун для желающих. [21]

 

На НЛП-вечеринке в доме   Кимико

Все это были «внеурочные» занятия, не входящие в программу NLPU. Но были и развлекательные мероприятия, на которых мы отдыхали и просто приятно проводили время. Запомнилось два таких вечера отдыха. Один из них – НЛП-вечеринка в доме тренера НЛП  Кимико Бокура, которая пригласила нас в гости в собственный дом в Санта Круз. Это была незабываемая вечеринка – суши-фуршет, коктейль-пати, кулуарные беседы, «танцульки» и прочие удовольствия жизни и культурные развлечения.

 

На вечере барбекю, который проходил на свежем воздухе всего в 10-15 метрах от нашей аудитории. Приятно посидеть перед мангалом под звездами калифорнийского неба!

А перед самым концом тренинга был еще вечер барбекю под луной. Быстро стемнело, над горами Сьерра-Невада зажглись первые звезды. Мы все собрались вокруг мангала, красноватые отблески огня играли на наших лицах, а ветер дышал нам в прямо лицо. В его влажном дыхании  смешивались запахи жарящегося мяса, океанских водорослей и «горных львов», затаившихся где то поблизости в скалах, рыб, морских и сухопутных зверей и птиц, русалок, морских драконов и прочих волшебных и таинственных существ, наблюдающих за нами из окружающих зарослей и из глубин океана. А мы общались, сидя и стоя у огня, который являлся центром этого магического пространства, объединявшего и одновременно защищавшего нас, ели жареное на решетке мясо, смеялись, пили красное вино и текилу. Это был «прощальный костёр», это был «пир победителей», твердо знающих, что очень скоро они вернутся на родину с добычей в виде сертификата NLPU, столь желанного и долгожданного… Это был один из последних моих вечеров в Санта Крузе, оставивший особенно яркие воспоминания.

 

Экзамен

В конце тренинга мы сдавали экзамен, который в NLPU называется «Ассессмент» (Assessment). Для того, чтобы получить сертификат, все должны пройти через это воистину решающее испытание. Процесс ассесмента длится два дня и состоит из серии этапов, во время которых оцениваются навыки с множества различных точек зрения. Каждый этап предполагает специфический вид поведенческой активности и задает определенные рамки, в которых кандидат может продемонстрировать компетентность в некотором диапазоне инструментов NLP. Ассесмент включает в себя следующие 4 этапа (названия привожу по-английски [22]):

1. Demonstration with Questions: Участники тренинга наблюдают демонстрацию некоторого НЛП-процесса и отвечают на вопросы о конкретных паттернах и различиях, которые они заметили на разных этапах процесса.
2. Supervised Practice: Участники демонстрируют определенный NLP-процесс и работают с наблюдателем, чтобы затем с ним обсудить вопросы о своих действиях и решениях.
3. Role Plays and Behavioral Puzzles: Участники работают с ситуацией, заданной в форме ролевой игры или интерактивных «пазлов», и отвечают на вопросы о своих наблюдениях и выводах.
4. Supervised Simulations: Участники конструируют и инсценируют некоторую искусственно созданную воображаемую ситуацию в рамках определенной прикладной области, имеющей отношение к их основной профессиональной деятельности, и работают с наблюдателем, чтобы затем обсудить с ним свои цели, процедуры доказательства достижения цели и операции.

 

Прощай Санта Круз. До новых встреч!

 

Жаркие объятия с долгожданным сертификатом, зажатым в руке. Официальная церемония вручения сертификатов участникам семинара проходит на зеленой лужайке. Это давняя традиция Университета НЛП в Санта Крузе.

Экзамен завершен. Вручен последний сертификат. Опустела просторная зеленая лужайка перед аудиторией Oaks College, где тренеры NLPU вручали нам сертификаты. Заказанный автомобиль, который доставит меня в Сан-Франциско, уже ждет. Последний взгляд на улыбающиеся лица Роберта и Джудит. И еще, уже из окна машины, бросаю взгляд на ставший родным университетский кампус, на секвойи, среди которых задумчиво бродят непуганые дикие олени, на пролетающие за окном автомобиля улочки и дома Санта Круза, на Тихий океан слева и на горы Сьерра-Невада справа, – и вдруг абсолютно отчетливо понимаю, что только что закрыл очередную, но совершенно особую страницу своей жизни.…  Но полное осознание свершившегося приходит не сразу. Еще долго – во время многочасового перелета через всю Америку, а потом – через Атлантический океан – в моей памяти продолжают звучать слова Роберта о «Путешествии Героя», заставляя вновь и вновь вспоминать все, что ранее я читал об этом мифологическом сюжете – волшебном путешествии, которое каждый из нас имеет шанс совершить хотя бы раз в течение своей жизни.

Существует множество сказок и мифов, повествующих об этом, где Герой – а им являются все, кто решил пуститься в путешествие – получает Зов и, следуя ему, в поисках затерянных ли сокровищ, волшебного ли предмета, презрев все опасности, его подстерегающие, оставляет свой обжитый мир, и отправляется в мир неизведанный, за тридевять земель…, чтобы преодолев все препятствия и заполучив Сокровище, вернуться на родину с добычей, или волшебным Предметом, который будет потом напоминать ему о славном Походе, возмужавший в пережитых испытаниях, чуточку помудревший от пережитого.

 

Долгие часы полета домой. Я смотрю в иллюминатор, перечитываю конспект семинара и вспоминаю свое невероятное приключение в Калифорнии

Все это я вспоминаю во время обратного полета. И потом – когда уже вернулся домой, в Киев. И еще раз потом, когда, оглядываясь назад, я пытался понять, что же для меня значило это путешествие. Путешествие в Санта Круз – в Университет НЛП, как настоящее Путешествие Героя, изменило меня. Я был одним, когда отправился туда, а когда вернулся, все мои друзья заметили перемену. Некоторые изменения едва ощущались, как, например, большее спокойствие и уравновешенность. Некоторые бросались в глаза, например, невесть откуда взявшаяся уверенность в себе. А некоторые – и это я сейчас ощущаю вполне определенно – все еще дремлют в моем теле, ожидая своего пробуждения…

 

P. S.

Сейчас, когда я дописываю эти строчки, я вспоминаю все, что случилось со мной за время этого путешествия, и чувствую огромную благодарность судьбе, которая подарила мне эти удивительные приключения – этот редкий шанс учиться у Роберта Дилтса и Джудит ДеЛозье в Университете НЛП в Санта Крузе. И если кого-то мой рассказ подвигнет на поездку туда, я буду рад, что написал все это не зря.

 

© Алексей Танасиенко,
Киев, январь 2009 г.

 Фотографии автора.

 Адрес этой статьи в интернет: http://www.dctf.com.ua/NLPU_MHJ.htm

 


 

[1] Тренинг в Москве проходил 1-3 марта 2008 г. и назывался «Искусство успеха (Ключевые факторы моделирования)». Оригинальное название по-английски – Success Factor Modeling™ – SFM™

(Добавлено 30.05 2009) Для тех, кому интересны подробности, я отыскал отзывы об этом тренинге в Интернет, которые можно почитать, перейдя по ссылке: www.liveinternet.ru/users/2281939/post69101704

 

 


 

[2] Nonimmigrant Visa Application

 


 

[3] Материалы семинара Р.Дилтса в Центре НЛП в образовании до сих пор не были нигде официально опубликованы, кроме как в раздаточных материалах семинара. Поэтому описание техники «Мост убеждений» пока, к сожалению, нельзя найти в интернет на русском языке.  Воспользовавшись поисковой фразой «Мост убеждений», нам удалось отыскать немного похожую технику, однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что никакого отношения к оригинальной технике Дилтса она не имеет.

(Добавлено 01.05 2009) Тем не менее, как выяснилось уже позже, одно из ранних описаний этой техники, переведенное на русский язык, при желании можно отыскать в книге Р. Дилтса «Коучинг с помощью НЛП«. СПБ, Прайм Еврознак, Москва Олма Пресс, 2004. с. 212-215

 


 

[4] «Что такое НЛП?»

 


 

[5] Разумеется, я заранее подготовился к неожиданностям и имел распечатанный из интернет краткий путеводитель по аэропорту JFK.

 


 

[6] В Университете НЛП в Санта Крузе ранее уже побывали НЛПеры из Украины. Их впечатления о поездке туда можно найти в Сети.

 


 

[7] Проживание и питание включено в Residential Package. Residential Package – это общая стоимость обучения в NLPU вместе с проживанием и питанием. (при желании можно все оплачивать по отдельности, в этом случае сутки одноместного проживания стоят 125 долл. США)

 


 

[8] Вольфганг Волкер, «Проект НЛП: исходный код». Москва, «Маркетинг», 2002, с. 10-11.

 


 

[9] Кстати, «побочный эффект», полученный мною от обучения НЛП в США в Санта Крузе на фоне тех знаний по НЛП, которые я ранее получил у себя на родине – теперь я знаю, как обучают НЛП «по обе стороны Атлантического океана», а значит – имею две «позиции восприятия» НЛП! Наверное, это расширяет мою «карту».

 


 

[10] Ряд форматов, моделей и техник, которые представлены в программе NLPU, являются новыми или до сих пор мало известными специалистам по НЛП, прошедшим подготовку в тренинговых центрах России, Украины и других стран СНГ. К ним можно отнести: «Мета-модель-III» (Meta Model III), «Мост убеждений» (Belief Bridge), «Генеративный НЛП-формат» (Generative NLP Format), «Матрица идентичности» (Identity Matrix), «Начало путешествия героя» (Beginning the Hero’s Journey), «Создание второй кожи» (Generating a «Second Skin»), «Мандала бытия» (Mandala of Being), «Видение поля» (Seeing the Field), «Аутфрейминг убеждений» (Belief Outframing Procedure), «Отслеживание переходов» (Tracking Transitions), «Интегрирование расширяющего убеждения с мышечным тестом» (Empowering Belief Integration with Muscle Test) и др.

 


 

[11] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008.

 


 

[12] Роберт Дилтс. «НЛП третьего поколения для лидеров и коучей». / Robert Dilts. «Third Generation NLP for Leaders and Coaches».

 


 

[13] «Третье поколение НЛП работает с «интеракциями» между тремя «разумами»: 1. Когнитивный разум (мозг/интеллект); 2. Соматический разум (тело/чувства); 3. «Поле», «полевой разум» (отношения/система)», – NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 5

(Добавлено 30.05 2009) Содержательных публикаций по НЛП третьего поколения русскоязычном Интернет практически нет, поскольку оригинальные работы Р.Дилтса, посвященные этой теме, до сих пор никто не переводил. Интересно, что примерно через пол года после публикации данной статьи в Интернет обнаружилось, что на некоторых сайтах активизировалась дискуссия на тему НЛП третьего поколения. Более того, дискуссия приобрела содержательный характер, а материалом, на котором базируется обсуждение, служит данная статья о поездке в Санта Круз, которая активно цитируется и обсуждается в Сети: http://community.livejournal.com/metapractice/149560.html
http://community.livejournal.com/metapractice/168698.html

 


 

[14] Там же, p. 9.

 


 

[15] Информация о «полевом» НЛП практически отсутствует в русскоязычном интернет, тем не менее на одном из блогов удалось отыскать пост, в котором автор приводит личные пояснения, основываясь на информации, почерпнутой из посещения семинара Роберта Дилтса в Москве.

 


 

[16] NLPU 200. Master Practitioner Certification Course. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 164.

 


 

[17] Примерами АИ-техник, которые включены в программу NLPU, являются: «Начало путешествия героя» (Beginning the Hero’s Journey), «Отслеживание переходов» (Tracking Transitions) и некоторые другие.

 


 

[18] Транскрипты тренингов «Нового кода», которые проводились в те годы, послужили материалом при написании книги «Черепахи до самого низа». Впоследствии книга была переведена и опубликована на русском языке: Джон Гриндер, Джудит Делозье. «Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности». – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2005.

 


 

[19] Основные «телесные» форматы, которые представлены сейчас в программе NLPU, это: «Танцевальный формат SCORE» (Dancing SCORE), «Барабанный круг» (Drumming Circle), а также трансовое танцевальное упражнение Габриелы Рот (Gabrielle Roth) «Пять ритмов» (Five Rhythms, 5Rhythms), которое виртуозно проводит супруга Роберта Дилтса – Дебора Бэкон-Дилтс (Deborah Bacon Dilts).

 


 

[20] Представление нашей русско-украинско-израильской группы прошло на «ура» (нас так объединили организаторы, посчитав, что в Израиле тоже «наши люди»). :-) В конце презентации нашей группе удалось втянуть всех присутствующих в зале в детскую игру «Ручеек», которой мы завершили нашу «культурную программу» (в «Ручеек» пришлось сыграть даже самому Роберту Дилтсу!).

 


 

[21] Однако, это был не вечерний разовый мастер-класс, а 7-дневный тренинг-курс в «утреннем формате». Собравшись небольшой группой, мы занимались цигун с 7 до 8 утра перед завтраком. Поскольку все участники были англо-говорящими, группу мне пришлось вести по-английски. Это был мой первый опыт ведения тренинга на английском языке.

 


 

[22] NLPU 200. Master Practitioner Assessment Matherials. Ben Lomond, Dynamic Learning Publications / NLP University Press, 2008, p. 2.

Добавить комментарий